Программа организации воспитательной работы
в детском оздоровительном лагере «Орлёнок»
«Улетное лето»
Информационная карта программы
Программа организации воспитательной работы в детском оздоровительном лагере «Орлёнок» «Улетное лето» на 2025 год
Руководитель программы Дерябина М. М. – директор ДОЛ «Орлёнок»
Цель программы – Создание воспитательного пространства, в котором гармонично взаимодействуют дети, подростки и взрослые, связанные общими целями, задачами, деятельностью, творчеством и гуманными отношениями.
Специализация программы – Комплексная
Сроки проведения 01.06.2025 – 19.08.2025
Место проведения – Детский оздоровительный лагерь «Орлёнок»
Общее количество детей-участников – 132
Кадровое обеспечение – Педагоги образовательных учреждений город Рыбинска, Ярославля; вожатые студенты педагогических колледжей Рыбинска, Углича, Ярославля, ЯРГУ.
Условия размещения участников – Четыре одноэтажных деревянных корпуса, по 4 комнаты в корпусе, в комнате 8 чел.
Во всех корпусах имеются коммунальные удобства.
Адрес организации, телефон 152835, Ярославская область, Мышкинский район, Охотинское с/п, дер. Коровино
Обоснование
Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ) возлагает на систему отдыха и оздоровления детей серьезную функцию, призванную в опережающем режиме осуществлять общеразвивающие программы, отвечающие вызовам современного развития российского общества.
По Указу Президента Российской Федерации 2023 год посвящен педагогу и наставнику. В целях популяризации профессии педагога и признания особого статуса педагогических работников, в том числе осуществляющих наставническую деятельность была разработана данная программа.
Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых. Исходя из этого, одной из главных задач является разработка педагогических систем, ориентирующий личность ребенка на саморазвитие. Очевидно, что воспитание социально значимых качеств личности становится приоритетным направлением в нашем государстве.
Общество осознало необходимость в формировании гражданственности, трудолюбия, нравственности, любви к Родине, семье, окружающей природе. Гражданское самосознание определяется сформированностью у ребенка основополагающих ценностей культуры, являющихся результатом комплекса воспитательных процессов, ориентированных на воспитание патриотов Родины, граждан правового, демократического государства, способных к самореализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью.
Разработка программы организации каникулярного отдыха, оздоровление и занятости детей была вызвана:
актуальностью задач гражданского воспитания;
повышением спроса родителей и детей на организованный и содержательный отдых школьников;
необходимостью завершения реализации групповых и индивидуальных воспитательных траекторий;
популяризацией народного искусства и сохранения культурных традиций;
обеспечение преемственности в содержании работы лагеря;
модернизации старых форм воспитательной работы и введением новых;
необходимостью, использование богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации поставленных целей и задач.
Развитие личности в обществе идет по двум взаимосвязанным линиям, условно обозначенным как «со» и «само». Под «со» мы понимаем деятельность, которая совершается совместно с другими – это содружество, сотрудничество, сопричастность в общем деле, содействие. Такое педагогическое сотрудничество является условием для перехода от управления к «само» – самоуправлению. Под «само» понимается самовыражение, самодеятельность, самоопределение, наиболее полное использование условий для самосовершенствования и т.п.
Таким образом, самоуправление в детском коллективе можно определить, как действия детей, осуществляемые самостоятельно или совместно со взрослыми (педагогическими работниками лагеря), по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в отряде и лагере, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития детей, решение других социально ценных задач.
Программа летнего отдыха детского оздоровительного лагеря «Орленок» является комплексной и имеет образовательную и социальную ценность.
По продолжительности программа является краткосрочной и реализуется в течение 4-х смен. Каждая смена призвана значимым событиям в жизни каждого ребенка.
Программа многофункциональна и многопланова. Она позволяет удовлетворить широкий диапазон интересов ее участников. Все отрядные и общелагерные дела взаимосвязаны, взаимодополняемы и направлены на выполнение основных целей и задач программы.
Цель программы:
Создание воспитательного пространства, в котором гармонично взаимодействуют дети, подростки и взрослые, связанные общими целями, задачами, деятельностью, творчеством и гуманными отношениями.
Задачи программы:
Сформировать сплоченный детский коллектив, который живет и трудится в атмосфере доверия, дружбы и взаимопомощи;
Создать условия для самореализации личности каждого ребенка через систему отрядных дел, общих мероприятий, творческих объединений, спортивных клубов и секций;
Оказать поддержку органам детского самоуправления и развитию организаторских, лидерских качеств детей и подростков;
Формировать среду, основанную на принципах культуросозидающего воспитания, соблюдения норм культурной жизнедеятельности и человеческого общения;
Формировать стремление к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей;
Воспитать гражданскую культуру детей и подростков, чувство ответственности и гордости за свою страну.
Принципы программы:
Принцип педагогической поддержки – организация деятельности педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с самореализацией, самочувствием, общением, успешным продвижением в какой-либо деятельности. Поддержка стремления детей к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.
Принцип индивидуального подхода. Создание условий для поддержания индивидуальности личности ребенка, уникальности общелагерного и отрядных коллективов – это главная задача и направление развития лагеря. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка и педагога, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член коллектива лагеря должен быть (стать) самим собой и обрести свой образ.
Принцип здоровьеформирующего воспитания. Использование всего спектра педагогических технологий, направленного на решение задач духовного и физического оздоровления участников программы, формирования ценностного и сознательного отношения к здоровью.
Принцип целостности. Отражение в программе целостной и последовательной системы по достижению поставленной цели, взаимосвязь всех ее организационных, содержательных и процессуальных компонентов.
Принцип природосообразности. Каждое мероприятие программы проводится с учетом психофизических особенностей детей и со стремлением максимально использовать природную среду лагеря, являющуюся мощным оздоровительным фактором и способствующую гармоничному развитию ребенка в единстве с природой.
Механизмы реализации программы
Механизм реализации данной программы включает в себя деятельность на нескольких этапов:
Первый этап – подготовительный
- Разработка содержательной части программы
- Подготовка методических материалов для педагогического состава отражающих в специфику каждой смены
- Подготовка материального обеспечения
- Профессиональная подготовка вожатского отряда
- Ознакомление вожатых со специфическими методами реализации программы – «погружение» в ключевую идею, в содержательные компоненты каждой смены.
Второй этап – основной - Реализация идей программы на различных этапах смены: предсезонном, организационном, основном, заключительном, периоде последействия и во всех формах деятельности детей в условиях ДОЛ.
- Диагностирование эмоционального состояния детей в течение действия программы, самооценки личных достижений каждого члена коллектива и степени его роста, а также степени развития внутриколлективных отношений
- Возможная коррекция программы смены, связанная с результатами диагностической деятельности.
Третий этап – итоговый - Анализ и корректировка программы на основе аналитических данных (анкетирования, опросов, бесед, экрана настроения и других видов диагностирования).
- Анализ результативности программы по итогам ее реализации.
- Прогнозирование дальнейшего развития данной программы.
Содержание программы
Содержание программы – это широкий спектр дел, направленных на формирование и развитие коммуникативных, творческих и спортивных способностей ребенка, воспитание нравственных, этических ценностей, которые помогут детям быть коммуникабельными, креативными, самостоятельно мыслящими личностями, стремящимися к успеху и умеющими быстро адаптироваться к новым жизненным обстоятельствам. Содержание работы раскрывается в разнообразной коллективной творческой деятельности с учетом интересов и возможностей детей и подростков, во взаимодействии с социальным и природным окружением, в сочетании массовых, отрядных и индивидуальных форм работы.
Коллективная организация дел в течение смены проводится по следующим направлениям:
развитие творческих способностей,
развитие интеллектуальных возможностей,
физкультурно-оздоровительная работа,
профилактическая деятельность.
Этапы реализации смены
Каждая смена делится на три этапа:
В организационный этап основная роль отводится знакомству, выявлению лидеров и постановке целей индивидуально-личностного и коллективного развития, сплочению отрядов, формированию законов и условий совместной работы, подготовке к дальнейшей деятельности по программе. Этот период длится три-четыре дня и заканчивается мероприятием, посвященному старту сюжетно-ролевой игры, на котором принимаются законы совместной деятельности в течение смены, происходит знакомство с главными героями лагерной смены и идеей.
Основной этап занимают большую часть времени, десять-одиннадцать дней. Именно на этом этапе реализуются все поставленные индивидуально-личностные и коллективные цели развития. Основным механизмом реализации общелагерной деятельности являются тематические дни.
Каждый день проходит ряд мероприятий в рамках тематики смены и дня. С целью достижения максимального результата, в течение всего времени основного этапа, коллективы участников программы живут активной внутренней жизнью: проводят отрядные и общелагерные КТД, квесты, станционные игры, отрядные сборы и другое.
В течение всей смены работают креативные площадки: художественного, музыкального, спортивного направления, площадка по формированию и развитию лидерских качеств личности ребенка.
В итоговый этап изучаются результаты прохождения программы участниками. Подводится итог совместной деятельности, оценивается работа всех отрядов, формируется молодежный парламент.
Сюжетно-ролевая игра как форма жизнедеятельности дает больше возможности для формирования позитивной направленности личности ребенка. В течение всей игры, участники и организаторы программы живут согласно уже сложившимся законам и традициям лагеря и действуют согласно своим ролям.
1 смена «Сказочный марафон» (01.06 – 21.06)
Действие игры разворачивается в Сказочной стране. Злые силы уничтожили содержание страниц волшебной книги Сказочной страны.
На время смены отряды становятся сказочными королевствами. Ребята, жители сказочного королевства, на протяжении всей смены должны восстановить содержание страниц, и только тогда им откроется заветная Тайна. Целью всех жителей Сказочной страны является сбор волшебных вещей и атрибутов сказок (золотые яблочки, золотой ключик, волшебная палочка, гусли-самогуды, аленький цветочек).
Каждый отряд получит по сундучку, куда будет «складывать» полученные награды и обменивать их на буквы у Хранителя книжной мудрости, чтобы заполнить страницы своей книги. В итоге должны получиться фразы, из которых и сложится отгадка – ключ к Тайне Сказочной страны.
2 смена «Битва школ танцев и спорта» (23.06 – 13.07)
Это пронизанная соревновательным духом смена, где дети смогут проявить самые разные способности и посостязаться в огромном количестве мероприятий. Самая подвижная смена лагеря, на которой вас ждёт настоящее танцевальное безумие!
Ребят ждут различные спортивные соревнования, необычные игры, книга рекордов, конкурсы красоты, интеллектуальные квизы, творческие битвы и множество других интересных мероприятий, в которых каждый сможет проявить себя.
На протяжении смены ребята будут развивать свои творческие способности, силу, выносливость, память, внимание и многое другое.
3 смена «37 лет тому назад» (15.07 – 04.08)
На торжественной линейке происходит странное. Открывая капсулу с посланием из прошлого, все ребята в одно мгновение оказываются в 80х годах 20 века в СССР. Как вернуться обратно в 2025 год? Необходимо найти 19 кодов от машины времени.
Ребятам поможет только ум, находчивость и творческий подход. Это игра-путешествие, в основе которой лежит знакомство и изучение истории пионерского движения, бытовых и духовных традиций пионеров. Во время работы смены весь лагерь представляет собой «Дружную дружину». Дружина делится на пионерские отряды, а отряды – на звенья.
Игровая модель программы построена по принципу накопления опыта и знаний юными пионерами – максимальная включенность и активность в каждом отдельно взятом мероприятии существенно увеличивает шансы отряда на победу в командном зачете по итогам смены. Каждый день пионеры принимают участие в обучающих занятиях, приобретая навыки и жизненный опыт.
4 смена «Империя: 2025» (06.08 – 19.08)
В некотором царстве, некотором государстве жили–были принцы и принцессы. Они съехались в одну империю, где жила Королева. Королева воспитывала их в мире и дружбе, хвалила за заслуги и учила управлять королевством. Также здесь жил король, он был самым главным во всей империи. Империя состоит из нескольких частей — королевств и у каждой своё название, герб, девиз и, конечно же, министры – наши капитаны. А управляют нашими королевствами графы и графини — вожатые.
Участвуя в различных королевских состязаниях, королевства получают короны. В конце смены, то королевство, которое наберёт наибольшее количество корон, станет победителем смены.
Нормативно-правовое обеспечение
Нормативно-правовое обеспечение – комплект необходимых документов по организации и функционированию оздоровительного лагеря. Организация летнего отдыха детей должна базироваться на обеспечении прав ребенка, исходя из следующих принципов:
принцип самоценности жизни ребенка;
развивающего принципа, определяющего характер способа организации и условий проведения летнего отдыха детей;
принципа свободы выбора детьми и их родителями формы проведения летних каникул, предполагающего наличие вариативных форм детского отдыха;
принципа социальной защищенности детства в период летнего отдыха.
Кадровое обеспечение
Важнейшим условием проведения лагеря является безопасность участников, поэтому кадровый состав должен иметь соответствующий педагогический и организаторский опыт.
Директор – осуществляет текущее управление реализацией программы;
заместитель директора по воспитательной работе – руководит программой деятельности, координирует работу педагогического коллектива, обеспечивающего процесс жизнедеятельности в загородном лагере, организуют учебно-методическую работу.
воспитатели и вожатые – несут ответственность за жизнь и здоровье детей, соблюдение режима дня, норм санитарной и пожарной безопасности, организуют работу отрядов, проводят отрядные дела в рамках программы, планируют и анализируют деятельность отряда;
инструктор по физической культуре, диджей – осуществляют специализированную педагогическую деятельность в рамках функциональных обязанностей;
педагоги дополнительное образование – отвечают за содержание деятельности развивающих центров, художественно-эстетический уровень мероприятий программы, результативность работы и привлечение детей к занятиям в кружках, участвуют в подготовке общелагерных мероприятий, оказывают консультативную и практическую помощь педагогам;
медицинские работники – осуществят профессиональную деятельность по сохранению здоровья детей, участвуют в работе по пропаганде здорового образа жизни в рамках программы;
обслуживающий персонал – обеспечивает необходимые условия для нормальной жизнедеятельности лагеря.
Материально-техническое обеспечение:
Отрядные комнаты
Кабинеты для кружковой деятельности
Площадки для проведения различных мероприятий (в том числе все виды спортивных площадок для игр в футбол, баскетбол, волейбол, теннис)
Материалы для оформления творчества детей
Канцелярские принадлежности
Спортивный инвентарь
Аудиоматериалы и видеотехника
Призы и награды для стимулирования
Медицинские материалы и препараты
Ожидаемые результаты:
Участия в программе благотворно скажется на духовном и интеллектуальном развитии детей, будут динамично развиваться творческое мышление, познавательные процессы, лидерские и организаторские умения и навыки.
Использования и реализация предложенных форм работы послужит созданию условий для реализации способностей и задатков детей, что окажет существенное влияние на формирование интереса к различным видам социального творчества и созидательной деятельности.
По окончании смены у ребенка:
будет воспитано уважение к символам и атрибутам нашего государства;
будет реализована мотивация к собственному развитию, участию в собственной деятельности, проявление социальной инициативы;
будет развита индивидуальная личная культура, приобщение к здоровому образу жизни;
будут развиты коммуникативные, познавательные, творческие способности, умение работать в коллективе;
будет создана мотивация на активную жизненную позицию в формировании здорового образа жизни и получении конкретного результата от своей деятельности;
так же произойдет улучшение качества творческих работ за счет увеличения количества детей, принимающих участие в творческих конкурсах;
увеличится количество детей, принимающих участие физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях;
у детей сформируются умения и навыки, приобретенные в лагере, которые будут способствовать личностному развитию и росту ребенка;
будут сформированы гражданские качества, культура межличностных взаимоотношений.
Критерии эффективности программы
Для того, чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (и взрослые, и дети) нашел своё место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условий разработаны следующие критерии эффективности:
Постановка реальных целей и планирование результатов программы,
Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы,
Благоприятный психологический климат,
Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы,
Творческое сотрудничество взрослых и детей.